Email This Post
03.06.2011

Саид Багов… «Другой человек»

Режиссер Национального театра Республики Адыгея, Заслуженный артист РФ Саид Багов, приехав в Москву на съемки, вновь стал гостем нашего Хьак1эщ. Представляем вниманию читателей нашего сайта интервью с артистом:

— Саид Муратович, расскажите о Вашем новом творческом этапе
в Майкопе.

— Всё сложилось, когда я решил уйти из московского театра. В Национальный театр Адыгеи я пришел в качестве режиссера. Сейчас ставлю пьесу Арношта Голдфлата «Директорская ложа», премьера которой намечена на осень, и пьесу Петра Гладилина «Другой человек», её мы покажем весной.

— О чем спектакли?

— «Директорская ложа» — пьеса, в центре которой двое зрелых людей, актеров, размышляющих о жизни как таковой, о времени, и, конечно, о любви. Пьеса Гладилина «Другой человек» — это притча, здесь любовь является центральной темой. В пьесе рассказывается о двух людях, которые нашли друг друга в этом сложном мире.

— Актеры определены?

— В «Директорской ложе» — это творческий дуэт Заура Зехова и Мурата Кукана, а в спектакле «Другой человек» играю я и Асиет Тлюняева.

— Московская публика увидит этот спектакль?

— Безусловно. Также мы выйдем с этими спектаклями на театральные фестивали.

— Где Вам больше нравится работать в Москве или в Майкопе?

— Если говорить о театре, то в Майкопе. То, что мне удаётся делать в Адыгее, я бы никогда не осуществил в Москве.

— По каким причинам?

— В Адыгее я работаю с очень талантливыми актерами. Они «включены» в процесс, искренни и не щадят себя, репетируют смело и красиво. В республике, где с финансовой точки зрения человеку творческому порой немыслимо существовать, они умудряются сохранять порыв, искренность, профессионализм.

— В контексте Дней Национального театра Адыгеи в Москве что вы можете рассказать об эмоциях актеров? Как они отреагировали на столичного зрителя?

— Это был обоюдный риск — со стороны Постпредства, как организатора, и со стороны театра: как примут, будет ли успех. Но риск себя оправдал. Был сделан грандиозный шаг вперед: впервые за свою 70-летнюю историю Национальный театр Адыгеи приехал в Москву с большими гастролями. Безусловно, все очень волновались. Дорога была непростой. Люди не успели адаптироваться в новой ситуации, а уже нужно было играть. Постпредством была выбрана замечательная площадка — КТЗ «Дворец на Яузе», где, когда-то Рязанов снимал «Карнавальную ночь». Актёры, выйдя на эту сцену, отдавая своё мастерство, получили в ответ внимание, доверие, эмоции зрителя. Это был настоящий праздник театра. У таких встреч замечательное послевкусие: актеры и режиссеры долго обсуждают, делают выводы, в результате появляется что-то новое.

— Обсуждает не только театр, неизгладимое впечатление гастроли произвели на зрителя Москвы. На репетиции ансамбля «Адыги» молодежь, дети и взрослые спрашивали: «Когда театр приедет в следующий раз?» Постановка вопроса именно такая, а не, например, «приедут ли ещё?» И ты понимаешь, что в этом есть смысл.

— Большой смысл. Потому что адыги должны объединятся. Было полное отсутствие общения и культурных связей. Сейчас всё меняется в лучшую сторону, и могу сказать, что колоссальная заслуга в этом принадлежит именно Постпредству Адыгеи. Помню, когда мы познакомились с Муратом Хапсироковым, он сказал: «Может, начнём что-то делать в Представительстве?» Сколько Вашей работе в данном составе, года два, да? Срок небольшой, но работа ведётся активнейшая и результатов очень много. Я знаю, чего это стоит в нынешних условиях. Сегодня, когда центральные каналы забиты ерундой, такое салонное общение, к которому Постпредство привлекает адыгов Москвы, играет колоссальную объединяющую и обогащающую роль. Это форма общения, к которой люди возвращаются интуитивно. Потому что все устали проводить время у телевизионного ящика. Благодаря вам люди встречаются, знакомятся, общаются, узнают своих деятелей культуры. Раньше я даже не знал где находится Представительство Адыгеи. Знал, что оно есть, а где — не знал. То, что сделано и делается сейчас — колоссальная и необходимейшая работа. Дни Национального театра Адыгеи в Москве — прекрасное тому подтверждение.

— Вы ведь продолжаете работу в Москве. Насколько сложно совмещать работу в театре и кинематографе?

— Сложно перестраиваться. Московская жизнь и майкопская — совершенно разные стихии. В Москве у меня всегда много дел! Здесь у меня не только съемки, но ещё и репетиции новых концертных программ. Недавно выступил в ЦДРИ с программой «Секретов нет». Это городские романсы и любовная лирика поэтов 19-20 веков. Я подготовил эту программу совместно с композитором, пианистом, Заслуженным артистом РФ Виктором Фридманом. Это была первая проба. С этой программой нас уже ждут в Чехии, Германии, Англии и Франции.

— Мы тоже наслышаны об этом замечательном Вечере. Журналист радиостанции «Голос России» Елена Зубец восторженно рассказала нам о нём, когда была у нас в Представительстве. Как она сказала, среди жизненной суеты у каждого зрителя ожила тонкая человеческая душа, способная принять красоту и отозваться на неё. Нам было очень приятно слышать такие слова о своём земляке.

— Спасибо! Три месяца назад по приглашению Марины Арсеньевны Тарковской я ездил в Париж, где принял участие в Вечере памяти Андрея и Арсения Тарковских, «Отец и сын». Я читал стихи Тарковского под аккомпанемент Киевского симфонического оркестра. Мы выступили с большим успехом. Сейчас занят поэтическим проектом, который связан непосредственно с Адыгеей. Готовится диск с записью поэзии выдающегося адыгского поэта и писателя Нальбия Юнусовича Куёка. Работу ведём совместно с Бэлой Куёк, которая занимается наследием отца.

— Вы говорили что в постановке «Другого человека», уже сложились музыкальные фрагменты. Откуда у Вас, как режиссера, это пристрастное отношение к музыке?

— В театре музыка имеет колоссальное значение, это своего рода действующее лицо. А музыкальность дана мне от природы. У меня правило: если слышу красивую мелодию, узнаю композитора, покупаю диск. У меня огромная фонотека. Музыкальные фрагменты в «Другом человеке» создают невероятно верный тон. Встретившись с переводчицей, художниками по декорациям и по костюмам, после прочтения пьесы первым делом я показывал им музыкальные отрывки. Они невероятно их вдохновили. Были спорные для меня композиции, и я уточнял их с актерами. Потому что если в лирический момент это не звучит, то душа человека не раскрывается…

— Вы сейчас живете в Майкопе, ходите по улицам, как люди реагируют? Они реагируют иначе, нежели москвичи?

— В Майкопе я предпочитаю ходить по маленьким тихим улочкам. Получаю от этого колоссальное удовольствие. А когда меня узнают, подходят и говорят что-то хорошее, это всегда приятно, и в Москве и в Майкопе.

— А если говорить о корнях? Ведь некоторые приезжают на Родину и чувствуют себя оторванными, как вы воспринимаете Адыгею в этом смысле?

— Оторванным от чего? В Адыгее я свой, я на Родине. Около театра, где я сейчас работаю, я бегал пацаном. Через дорогу жила моя бабушка. Может, это прозвучит несколько патетично, но у меня ощущение, будто я задолжал Адыгее. Мне хочется, чтобы у нас было хорошо.

— Наверное, настало Ваше время прийти в адыгейский театр. И для театра настало время, когда должен прийти не абстрактно «режиссер», а именно такой человек, как Вы. В одном из наших интервью известный театровед, наша землячка Лейла Курашинова сказала, что успех театра обусловлен наличием в нём лидера. Лидер по её словам — больше, чем талантливый профессионал. Это человек, который, безусловно, талантлив и, который, к тому же, чувствует свою миссию. В ходе нашей беседы у меня возникло ощущение, что на данном этапе именно вы – тот лидер, который привнесёт в жизнь нашего театра что-то новое.

— Я чувствую эту ответственность и с Лейлой полностью согласен: лидер – это своего рода проводник в новое измерение, он знает куда и как вести. Адыги — талантливейший народ. Просто нам необходимо наладить творческую жизнь. Нам нужно постоянно приобщать к искусству молодых, передавая им своё мастерство. У нас великолепное наследие, благодаря которому мы можем двигаться вперёд. В данный момент от каждого многое зависит. Человек определяется своим интуитивным посылом. Важно, какие задачи он перед собой ставит, — если они глубокие, творческие, жизнь получается интересной, наполненной радостью и смыслом.

— Вырисовываются замечательные перспективы… Когда мы снова увидим Вас в Москве?

— Жизнь моя спланирована следующим образом: две недели я работаю в Майкопе, две в Москве. В Майкопе- театр, в Москве – съёмки, концерты. 21 октября в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина я представлю концертную программу совместно с нашими замечательными артистами — Народной артисткой Адыгеи Тамарой Нехай и Народным артистом РФ Муратом Куканом. Буду рад видеть всех, кому это интересно.

— Уверенна, таковых будет не мало. От души желаю Вам новых творческих успехов и благодарю за интересную беседу, до новых встреч!